Садовые фигуры своими руками

Содержание

Выбор и подготовка древесины

Если фигурки планируете мастерить небольшие, хорошим вариантом будет яблоня, не хуже – береза, кипарис, лещина. Для миниатюры с большой детализацией берут липу, ольху, клен, осину, березу и грушу. Дерево с выраженной фактурой для работ с мелкими деталями не берут.


Начинающие резчики могут сразу пробовать себя в абстрактных работах (кому-то это действительно проще), в таком случае лучше брать липу, это, пожалуй, самый пластичный материал. А вот осину приходится предварительно запаривать, дабы придать древесине мягкость.

Бревно

Заготавливают материал в конце осени или зимой, так он высыхает быстрее. Традиционно предпочтение отдают естественной сушке дерева. Для этого бревна укладывают в штабеля, накрывают навесом. И в таком положении они остаются на год. Тот материал, что предназначен именно для резьбы, распиливают до полуметра на чурки, складывают в сухом помещении.

Но заготовки современный мастер может и вываривать, и сушить интенсивным способом (инфракрасные сушилки). Кору со ствола снимают практически полностью, оставляя по краям небольшие кольца. На эти концы надевают мешки и заматывают их резинками. Речь идет о длинном бревне.

Пень

Совиная семья из пня

В процессе роста и взросления сада некоторые деревья приходится спиливать (болезнь, старость, непогода). Корчевать их своими руками – задача очень сложная, да еще есть опасность повреждения корней соседних растений и коммуникаций. Потому обычный пень можно превратить в садовый арт-объект.

Например, интересными будут выглядывающие из дупла совята или бельчата, выкорчеванные в пне. Но можно и выкорчевать пень, однако впоследствии использовать его для садовой скульптуры. С такого объекта снимается кора, пень очищается от гнилой древесины и начинается поэтапное превращение пня в скульптуру. Приготовьтесь, что нужна будет не одна просушка, покраска, шлифовка, пропитка, лакировка и т.д.

Полено

Назначение, вид и форма будущего изделия определяют выбор материал.

Как выбрать нужное полено:

  • древесина его должна иметь ровное и однородное строение;
  • рисунок древесных волокон не должен быть выразительным;
  • для резных работ подходит древесина среднего периода;
  • светлая и однородная подойдет для скульптуры лица и портрета;
  • темная и тоже однородная древесина подойдет для менее выразительных работ.

Очень часто работа мастера предполагает такую схему: заготовка материала, вываривание заготовок, первоначальное удаление жидкости, проветривание и завяливание.

Для небольших работ начинающему мастеру стоит придерживаться этой схемы, так как она выстроена по всем классическим правилам подготовки материала для деревянной скульптуры.

Полезные советы

Первое и самое основное правило – садовые скульптуры должны соответствовать общему стилю сада и внешнему виду домика. Не стоит делать фигуры, основываясь только на собственной фантазии. Фигуры необходимо делать не просто красивыми, а такими, чтобы они вписывались в окружающее пространство, иначе они не станут украшением, а, наоборот, изуродуют всю картину.

Например, если у вас садовый участок оформлен в японском стиле, то и фигуры должны быть японские. Пальмы, гномики, грибочки будут здесь смотреться совершенно нелепо.

Если у вас участок оформлен в романтическом стиле, то идеальный вариант – садовые фигуры из гипса в виде сердечек, голубей, цветочков, ангелочков. В сад, оформленный под хай-тек, прекрасно впишутся металлические конструкции. Если ваш участок деревенского стиля, то сюда удачно впишутся статуэтки из гипса, созданные в виде грибочков, деревьев, цветов и пр.

Одно из условий, которые следует выполнять, украшая сад скульптурами, это умеренность. Не стоит слишком загромождать участок фигурами, иначе вы рискуете превратить сад в музей. Слишком большое количество украшений будет смотреться безвкусно. Они должны лишь дополнять пространство, а не выходить на первый план.

Ещё один важный принцип — фигуры должны вписываться по размеру. Если на участке растут большие деревья, то и украшения должны быть массивными. Маленькие статуэтки здесь будут незаметными и потеряются. Большие фигуры в небольшом саду, где нет высоких деревьев, будут выглядеть нелепо.

Если вы делаете несколько скульптур, то они должны друг с другом сочетаться по тематике, цветовой гамме, по форме, материалу изготовления. Нельзя располагать рядом металлические и гипсовые фигуры. Нелепо будут смотреться украшения в японском и деревенском стилях одновременно и т. д.

Изготовление гипсовых форм для литья

Литье в гипсовые формы требует определенного навыка, хорошего планирования и точной координации действий мастера. Как сделать форму для литья из гипса?

Сначала вокруг модели будущего изделия строится опока — ящичек из картона, обклеенного скотчем, или жесткого пластика. Щели между основанием и стенками помазываются пластилином. Модель покрывается смазкой и размещается внутри опоки на равных расстояниях от дна и стенок. В качестве подпорки используют кусочки пластика, картона. Иногда просто подвешивают модель на нитках.

Гипс разводят до консистенции сметаны

Гипс разводят до консистенции сметаны, кисточкой наносят на сложные элементы рельефа модели — углы, впадины и т.п. Все готово к литью. Потом заливают модель до линии стыка половинок опоки и оставляют гипс загустевать.

Гипсовая форма для литья

После загустевания проверяют, насколько хорошо модель отделяется от нижней половинки, смазывают ее и модель и заливают верхнюю половину формы. После загустевания верхней половинки по углам сверлят отверстия для штифтов, которые будут фиксировать половинки при отливке. После этого верхнюю половинку снимают, модель удаляют. Опока готова к отливке. Если вы начинающий мастер, запланируйте достаточно времени на приобретение опыта и наработку навыков. Литье в гипс может получиться не с первого раза.

Как сделать садовую фигурку самостоятельно

Желаете населить садовое пространство загадочными существами, оберегающими урожай и стоящими на страже вашего покоя — инструмент вам в руки. Стоит сказать, что садовая скульптура своими руками может быть изготовлена из самого доступного материала, справиться с которым может любой, даже ребенок.

Купаленка для птиц или ночных фей, спрятанная в клумбе с цветами, невероятна мила и по-настоящему сказочна. Для ее изготовления понадобилась горстка цемента и песка.

Четыре листа фанеры, расписанные акриловыми красками в умелых руках превратились в клумбу для цветов в образе забавной Буренки. В качестве опоры использовали старый табурет.

Необходимые инструменты и материалы

Материалом для изготовления изделий для украшения сада может любой:

  1. тканный для изготовления оригинального садового Страшилы;
  2. автомобильные шины с успехом используются для создания эффектных композиций;
  3. сено, солома в комбинации с проволокой дают блестящий результат;
  4. пластик и металл находят применение в садах в стиле модерн;
  5. хозяйственная утварь: керамические горшки, пластиковые бутылки, бочки и короба превращаются в забавные скульптуры;
  6. монтажная пена — оригинальный материал для производства прочных водостойких миниатюр;
  7. дерево, гипс, бетон для изготовления долговечных фигурок и крупных скульптурных композиций.

Трогательный олененок сделан из обычной лозы. Уникальность фигуры в простоте и отсутствии декоративности. Он украсит сад, где ценится натуральность и естественность.

Набор инструментов будет зависеть от того из какого материала задумана работа. Например, при применении гипса, потребуются готовые или самостоятельно изготовленные формы, кисти, губки, шпатели. Для работы с деревом:

  • рулетка;
  • угольник;
  • штангенциркуль;
  • топор;
  • пила;
  • тесло;
  • стамески и ножи-косяки.

При работе с глиной, главным инструментом выступают пальцы, но не лишним будут специальные приспособления для обработки поверхности: стеки, циркуль, кисти и спринцовка. При желании сделать скульптуру из камня понадобятся молоток, напильник и долото.

Скульптура из гипса

Сделать украшение для сада из гипса просто — подготовить смесь, заполнить ею форму, дать возможность высохнуть, извлечь и раскрасить.

I. Делаем форму для скульптуры


В качестве формы для гипсовой скульптуры можно использовать формы кулинарные силиконовые или предназначенные для детского творчества. Вполне подойдут старые пластиковые миски, бутылки. Можно в качестве формы использовать резиновую перчатку или половинку мячика.

При желании из гипса можно отлить любую форму:

  • обтянуть предмет пищевой пленкой;
  • облепить его пластилином;
  • разрезать аккуратно;
  • вынуть фигурку.

II. Заливаем

Стенки формы перед заливкой смазать вазелином или растительным маслом. Приготовить раствор из гипсового порошка, смешанного с водой до консистенции сметаны в пропорции 7:10. Залить приготовленный раствор в форму.

III. Время на затвердевание

Полное затвердевание гипса происходит уже спустя 30 минут. Чтобы схватывание происходило медленнее в состав можно добавить клей ПВА.

IV. Извлечение

Оптимальная температура воздуха в помещении, в котором происходит работа с гипсом 20-25 градусов.

Скульптуры следует вынимать из формы после того, когда они полностью затвердеют. После извлечения необходимо дать им время для окончательной просушки, только после этого отшлифовать и приступать к покраске.

Вырезка деревянной фигурки

Если маленькие фигурки можно сделать из веточек и бревнышек, то для крупной скульптуры потребуется бревно без следов разложения или болезни.

Процесс изготовления деревянной фигуры непростой: потребует времени и усердия:

  • Подготовка бревна заключается в его промывке и отделении коры.
  • Просушить заготовку в теплом сухом месте.
  • На основании эскиза перенести изображение на заготовку.
  • В качестве эскиза может служить пластилиновая копия объекта.
  • Произвести пилой прорисовку основной формы.
  • Обработать топором и вырубить теслом мелкие делали.
  • Двигаться в работе необходимо сверху вниз.
  • Выделить при помощи стамесок основные элементы фигуры.
  • Проработать основные детали.
  • Убрать острые грани, округлить скульптуру, проработать мелкие элементы.
  • Пройтись мелкозернистой наждачной бумагой.
  • Покрыть слоем растительного масла.
  • Обработать фигурку финишным покрытием: морилкой, лаком или краской.

Гном из гипса

Из этого материала можно мастерить различные скульптурки, и они будут прочными и водостойкими. Если делать маленькую фигурку, то основа не нужна. Если же делать скульптуры больших размеров, то уже потребуется сначала сделать каркас и фундамент.

Для изготовления гнома понадобится:

  • лак;
  • акриловые краски;
  • кисти;
  • скульптурный гипс;
  • клей ПВА строительный;
  • карандаш;
  • циркуль;
  • нож канцелярский;
  • цветы, листья, бисер и другие декоративные украшения;
  • вода;
  • водостойкий клей;
  • формы для заливания туда гипс;
  • подсолнечное масло.

На первом этапе работы нужно развести гипс в воде

Очень важно, чтобы пропорции были правильные, такие, как указано в инструкции к гипсу, иначе гномик будет непрочный и ломкий. Раствор нужно тщательно перемешивать

Для того чтобы повысить пластичность и эластичность гипса, нужно добавить в раствор немного клея ПВА. Количества клея нужно брать в размере 1 процента от массы раствора, на 4 кг гипса 40 грамм клея.

Дальнейшие действия зависят от того, какого размера будет фигура. Если более 50 см, то нужно соорудить металлический каркас, если менее 50 см, то каркас не нужен.

Формы для заливания гипса лучше всего купить в строительном магазине. Они могут быть сделаны из различных материалов. Лучше всего брать силиконовую. Форму можно сделать и своими руками, но её изготовление займёт несколько дней.

Гипс заливается в форму сначала до половины. Затем следует подождать, пока раствор затвердеет. Чтобы не образовывались воздушные пузырьки, нужно постучать по форме. После этого наливается оставшийся гипс, форма наполняется до конца. Теперь снова нужно постучать по форме и при помощи шпателя разровнять поверхность.

После того как гипс полностью высохнет и затвердеет, гномика пора доставать из формы.

Следующий этап — раскрашивание фигурки. Сначала гномик покрывается грунтовкой. Затем, чтобы краска лучше легла и дольше держалась, статуэтку покрывают клеем ПВА. Теперь можно разрисовывать гномика. Украшать можно бисером, мозаикой, ракушками и всем, на что хватит фантазии.