Сады боболи во флоренции: полезная информация

История

Сады Боболи – это старейший и известнейший парковый ансамбль во Флоренции. Они располагаются на одноименном склоне Боболи, сразу за дворцом Питти.


Его некогда возвел купец Лука Питти. Будучи одним из ярых противников семьи Медичи, Питти стремился превзойти их в роскоши и красоте своих владений. Но по иронии судьбы, несколько десятилетий спустя хозяином дворца становится Элеонора Толедская, жена Козимо Медичи. С тех пор это место зовется резиденцией Медичи. И именно тогда началась высадка и оформление сада.

Сад планировали два архитектора. Первым был Никколо Триболо, а после его смерти дело продолжил Бартоломео Амманати.

Под руководством Никколо Триболо на месте бывшей каменоломни была заложена первая ось сада. Она проходит от заднего фасада дворца Питти, насквозь пересекая холм Боболи до фонтана Нептуна.

Второй этап развития связан со значительным расширением садов. Также в это время появилась вторая ось парка. Она протянулась от фонтана Нептуна до фонтана Океан, перпендикулярно первой оси.

История

Первым упоминанием о селе Бобыли некоторые краеведы считают упоминание в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Храброго: « а жене своей княгини Олене дал город лужу селами… Буболь… со всеми пошлинами»

«Стан Бобольский. В пределах позднейшего Медынского уезда. Название от села Боболи или Бобыли (в XVII столетии — родовая вотчина князей Львовых, ранее — вотчина князей Курлятевых. (А. М. Ю., п. к. 10326, лл.460—463). Впервые упоминается в духовной князя Владимира Андреевича 1410 г . в числе волостей, доставшихся его вдове, княгине Ульяне, под именем Буболь (Собр. Г. Г. и Д., I, № 40, Дебольский, там же, II , стр.13, 14).»

В материалах дозора 1613 года дозорщика Феодора Кошкина и дьяка Владимира Лошакова значится « За боярином, за князем Борисом Михайловичем Лыковым, в вотчине селе Бобол, Алтухово тож, на речке на Кщеме(Ксеме) на Малой, а в нём ветхий деревянный храм Георгия Христова Страстотерпеца, да придел Никиты Христова Мученика. Еще в селе ветхий деревянный храм Николая Чудотворца. При селе деревня Каменная на речке на Кщеме, деревня Ондрюшенькова на речке на Кщеме, деревня Олешино на Кщеме, деревня Кухтина по речке Кщеме, деревня Слобода, по речке по Кщеме, пустошь была деревня Коровина, луг Белоусовской, пустошь Гармонова, пустошь Белкова на реке на Луже, Коровинской лужок.

В планах генерального межевания Калужской губернии 1779—1790 гг. значится[источник не указан 1364 дня]: село Бобыли на правом берегу речки Кицомы два пруда и церковь деревянная чудотворца Николая, два дома господских деревянных, на означенной реке мучная мельница, число дворов — 80, душ муж. пола — 329, душ. жен. пола — 366.

В списках населенных мест Калужской губернии 1859 года указано, что в селе Бобыли Боровского уезда было: церквей православных — 2, ярмарка, базары еженедельно, число дворов — 24, число жителей муж. пола — 68, жен. пола − 76.

В 1835 году [источник не указан 1364 дня]деревянная церковь Николая чудотворца была перестроена в каменную, а в 1869 г. пристроена колокольня. К 1912 году в селе Бобыли были[источник не указан 1364 дня]: одна каменная церковь с церковно-приходской школой, два господских дома и два пруда, мельница, постоялый двор, кабак. Проводились ярмарки весенняя и осенняя, еженедельные базары. Село находилось примерно посередине тракта между Боровском и Медынью, а также в те времена была проезжая дорога Малоярославец — Бобыли через село Игнатьевское и село Юрьевское.[источник не указан 1364 дня]

Почитание

Почитание святого было широко распространено в Речи Посполитой, оттуда перешло и в другие европейские страны. С начала XVIII века к могиле Андрея Боболи в Пинске проходили паломничества. В 1755 году папа Бенедикт XIV провозгласил его мучеником. Андрей Боболя беатифицирован 30 октября 1853 года папой Пием IX, канонизирован 17 апреля 1938 года папой Пием XI.

В 1808 году мощи святого были перевезены из Пинска в Полоцк. В 1922 году советские власти перевезли мощи в Москву, где они были выставлены в музее медицины, как образец «мумии». В 1924 году мощи переданы миссии Святого Престола, оказывавшей помощь голодающим в России, и вывезены в Рим. После канонизации Андрея Боболи в 1938 году его тело было перевезено в Варшаву, в 1988 году помещено в варшавском храме святого Андрея Боболи. В 1958 году папа Пий XII издал энциклику «Invicti athletae Christi» по поводу 300-летия гибели святого.

Андрей Боболя считается одним из небесных покровителей Польши и Белоруссии и чествуется как главный покровитель Пинской римско-католической епархии. День памяти — 16 мая.

Залы дворца

В настоящее время дворец Медичи частично открыт для посетителей. Его помещения оформлены под выставочные залы и хранят память о каждом семействе-владельце палаццо.

План палаццо Медичи Риккарди

На первом этаже расположен знаменитый внутренний дворик, спроектированный архитектором Микелоццо. Яркая его особенность — аркада по периметру. Эту черту потом начали использовать во всех подобных зданиях. Небольшие уютные дворики стали одним из символов палаццо по всей Италии. Здесь же находится Сад Медичи, украшенный статуями и лимонами, которые продолжают высаживать в дань памяти первых хозяев дворца.

G.dallorto

Первый этаж также известен музеем, где собраны древние бюсты, фрески и предметы римской эпохи, которые коллекционировала семья Риккарди — последующие хозяева палаццо Медичи. Музей открыт был в 2005 году и получил название Museo dei Marmi.

Второй этаж (по-итальянски — первый основной, поскольку счет всегда начинался со 2 этажа) занимает несколько главных залов. Один из них — Капелла Волхвов (1459–1561), где размещены фрески Беноццо Гоццоли, иллюстрирующие события, сопутствующие рождению Христа, а также портреты членов семьи Медичи и выдающихся деятелей эпохи Возрождения. Капелла Волхвов — это семейная часовня Медичи.

На этом же этаже расположена Галерея Зеркал, или Галерея Луки Джордано, расписанная его рукой и украшенная картинами из коллекции семьи Риккарди, которым перешел дворец после переезда семейства Медичи в Палаццо Веккьо. Галерея является самым роскошным помещением дворца и одним из самых посещаемых туристами. Потолок зала расписан фресками, общее название их — «Триумф Медичи на облаках Олимпа», где члены семейства изображены богами в окружении звезд и планет.

Официальная группа на Facebook

В соседнем зале находится одна из старейших картин, дошедших до нашего времени, — «Мадонна с Младенцем», написанная Филиппо Липпи в 1466–1469 годах.

Бывшие хозяйственные помещения на первом этаже и личные покои Медичи на втором этаже закрыты для посещения, но несколько залов, куда доступен вход, компенсируют все: относительно небольшой музей и его богатая коллекция производят неизгладимое впечатление на туристов.

Официальная группа на Facebook

Прогулка по парку


Амфитеатры

Прямо за дворцом Питти, рядом с фонтаном Артишоков и чудесным небольшим садиком, открывается вид на большой амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома. Именно в нем устраивались самые роскошные представления и ставились самые первые оперные постановки.

Позже амфитеатр перестал функционировать как место для представлений, в его центре установили гранитный фонтан и египетский обелиск.

Вверх от амфитеатра идет подъем, в начале которого расположена статуя Цереры – богини плодородия. Далее вверх по ступенькам установлены статуи известных римлян и императора.

В верхней части садов Боболи располагается второй амфитеатр, в котором находится один из самых красивейших фонтанов в саду – фонтан Нептуна. Это пруд неправильной формы с бронзовой статуей Нептуна по центру. Его окружают наяды и тритоны. В народе у Флорентийцев этот фонтан зовется «фонтаном с вилкой».

Если вы подниметесь вверх по холму до самой высокой точки, откроется потрясающий вид на сад, Дворец Питти и Флоренцию в целом.

Музеи

Если стоять лицом к дворцу Питти, то по левую руку будет подъем к музею фарфора и смотровую площадку.

В музее в основном представлен фарфор семьи Медичи, различная бытовая утварь и детские фарфоровые игрушки.

Со смотровой площадки открывается вид на совершенно другую часть Флоренции – «не каменную». Смотря сверху вниз, я впервые за все время своего пребывания, увидела эту «книжную» Тоскану, со всеми ее маленькими домиками, построенными на холмах и увитых плющом, зелеными склонами и виноградниками.

А если двинуться по правую руку от дворца по диагональной тропе, вы попадете кофейному домику. После долгой реставрации туда снова начали пускать туристов. Как и полагается кофейному домику, внутри есть кафе, где туристы могут отдохнуть и выпить чашечку кофе.

Фонтаны

Следуя от кофейного домика вниз по дорожке, вы придете в «сельскохозяйственную зону» садов Боболи с дрожками, усыпанными гравием, невысокими стрижеными изгородями и молодыми высадками виноградных кустов.

В нижней части этой зоны находится круглый фонтан Ганимед. Он представляет собой чашу, в центре которой находятся скульптуры юноши и орла. Композиция посвящена истории похищения Ганимеда, который был перенесен орлом Зевса на олимп из-за своей вечной молодости и красоты.

Если вернуться обратно и, не доходя до фонтана Нептуна, свернуть на вторую главную ось садов Боболи, то можно выйти к Кипарисовой Аллее. Вдоль аллеи стоят античные статуи, изображающие игры, популярные в то время.

Грот Буонталенти

Мое посещение Флоренции выпало на конец июня-июль. Это самый жаркий период в Италии, температура воздуха порой достигает +37 градусов Цельсия. И что поразило меня в Садах Боболи, не смотря на эту адскую жару, вся растительность в парке –цветы, газоны, деревья, виноградники – зеленые. Я не увидела ни один высохший куст или сгоревший газон.

Оказывается, во время высадки и оформления парка в нем также планировали большие гроты. Один из них называется грот Буонталенти (по имени архитектора-создателя), и его главная обязанность – обеспечивать водой весь парк, тем самым поддерживая его жизнедеятельность и красоту.

Грот Буонталенти находится слева от входа в парк. Внутри грота располагается множество скульптур, половина которых покрыта искусственными сталактитами. Также в первом зале находятся копии «Рабов» Микеланджело и потайной ход к легендарному мосту Понте-Веккьо.

История садов Боболи во Флоренции

Эта достопримечательность ведет свою историю с 16 века, кода герцогом Козимо II был приобретен Дворец Питти. К нему прилегала огромная холмистая локация, на которой в последствие и был разбит удивительной красоты парк. По задумке он должен был стать не только местом отдыха знати, но и символом величия и благополучия королевской семьи. Для работы над ландшафтом был приглашен знаменитый скульптор Никколо Триболо, который сделал первые шаги в возведении этого шедевра. После его кончины свой вклад в создание сделали такие знаменитые творцы как Бартоломео Амманати, Джорджио Вазари, Джулио Париджи, Альфонсо Париджи. Гений каждого из них внес свою лепту в благоустройство, сделав сады Боболи и палаццо Питти удивительным архитектурным творением, которое стало эталоном королевской роскоши и примером для подражания в других европейских странах.

Палац Питти

Работа не прекращалась, постоянно привносились новые декоративные элементы и творения, создавая уникальный комплекс отдыха под отрытым небом. Королевская семья проводила в нем пышные приемы, здесь были показаны первые театральные представления. Можно смело утверждать, что именно это место стало колыбелью зарождения оперного искусства, которое и в наше время покоряет сердца слушателей.

Первое, что бросается в глаза при посещении парка – это величественная красота природы с ее вековыми деревьями, необычными кустарниками и экзотическими цветами. Многообразие флоры и природное богатство искусными руками человека было преображено в ухоженный парк, в котором представлены удивительные виды садовых скульптур, начиная с античных времен и заканчивая семнадцатым веком.

Внушительная территория по форме напоминает вытянутый треугольник, а его площадь разбита на части аллеями и прогулочными дорожками. На огромном участке располагаются трассы, гроты, зеленые насаждения и прогулочные тропинки с античными статуями, фонтаны, другие разнообразные строения. Для удобства посетителей разработана карта садов Боболи, которая поможет сориентироваться и быстро добраться до интересующей флорентийской загадки.

Биография

Мемориальная таблица в костёле Святого Казимира

Андрей Боболя родился в 1591 году в благородной семье, в деревне Страхоцина около города Санок (Польша). В 1611 году в Вильне вступил в Орден иезуитов. В 1616 году закончил Виленскую иезуитскую академию, а в 1622 году Виленскую теологическую академию. В 1622 году рукоположен в священники.

Служил и работал в Несвиже (1623—24), Вильно (1624—30), Бобруйске (1630—33), Плоцке (1633—38), Варшаве и Ломже (1638—42), Пинске (1642—1646). В —1630 годах был проповедником и исповедником в виленском иезуитском костёле Святого Казимира (спустя годы вернулся в Вильну по причине пошатнувшегося здоровья и вновь в —1652 годах служил при церкви Святого Казимира).

Прославился как глубокий знаток произведений греческих отцов Церкви и как способный оратор, что позволяло ему побеждать представителей православной церкви в диспутах и способствовать их переходу в католичество. Пламенно пропагандировал идеи Брестской унии 1596 в Вильно, Бобруйске, Полоцке, Ломже и Пинске, за что был прозван «апостолом Пинщины».

Боболя был автором текста львовских обетов короля Яна Казимира.

16 мая 1657 года во время войны России с Речью Посполитой 1654—67 гг. он был схвачен казаками в деревне Янов-Полесский (ныне Иваново), подвергнут зверским пыткам и замучен. Тело Боболи было перевезено в Пинск и похоронено в костёле св. Станислава; в 1702 году эксгумировано.

Гроты

Отдельное внимание стоит уделить парковым гротам, которые служили прохладными и уединенными местами для семьи Медичи и их гостей. Знаменитейший грот Буонталенти – жемчужина стиля маньеризм конца XVI века

Работы по его возведению были начаты зодчим Джорджио Вазари и завершены придворным архитектором Бернардо Буонталенти. Выполненный в форме сталактитовой пещеры, украшенный фресками, природными камнями, ракушками и галькой, грот потрясает своим великолепием.


Для сохранения уникальной структуры памятника, доступ в грот разрешен только в сопровождении уполномоченных работников парка. Следующий грот Мадам выполнен из искусственного камня губчатой структуры. На мраморном полу постройки размещены скульптуры животных и овальный бассейн с херувимами. Грот Адам и Ева – каменное углубление, украшенное композицией с фресками и скульптурами Адама и Евы.

Сады сегодня

Сады Боболи неоднократно подвергались реконструкции, и каждый следующий хозяин привносил в образ парка что-то новое, подстраивая его под свой вкус. Свою нынешнюю площадь (4,5 га) парк занял уже в 17 веке. Для широкого круга посетителей его ворота были открыты в 1766 году.

Территория парка разбита на части осевыми аллеями и дорожками из гравия. Именно так было принято проектировать территорию в 16 веке. Основная тропа, увитая каменными дубами и кипарисами, берет начало у амфитеатра, и по ней можно попасть прямо к тыльной стороне палаццо. В центре амфитеатра можно увидеть обелиск, который был привезен из предыдущей резиденции Медичи, а туда доставлен из самого Египта (Луксор).

На гравийной тропе стоит также фонтан Нептуна или, как говорят местные, «фонтан с вилкой».

Рядом расположены несколько римских статуй. Чуть дальше берет начало лестница, поднявшись по которой можно попасть в холл с музами.

Чуть дальше в углублении скрыта скульптурная композиция карлика на черепахе, авторство которого приписывают Валерио Чиголи. Согласно манускриптам, она изображает Пьетро Барби – придворного шута Медичи. Возле него всегда есть желающие сфотографироваться.

Напротив расположен вход в грот Буоналенти. Он состоит из трех комнат и изнутри очень похож на пещеру со сталагмитами и сталактитами.

Здесь же находятся копия знаменитого произведения Микеланджело «Рабы». Пройдя по тропе дальше, можно попасть в сад Юпитера. Там вы отдохнете около фонтана Артишока выполненного в виде восьмиугольника, небольшого амфитеатра в виде подковы и полюбуетесь на статую бога Юпитера.

На одной из многочисленных террас разбит сад Кавальере. Он привлекает к себе как чудесным видом, так и прекрасными цветами. Например, в апреле вовсю уже цветут пионы, а в мае распускаются розы.

В южную часть сада можно попасть по аллее, увитой плющом и миртом. Здесь в отдалении от центра на небольшом искусственном острове Изолотто разбиты оранжереи с редкими старинными сортами роз. Там же под бдительным присмотром мифических персонажей Персея и Андромеды растут в кадках небольшие цитрусовые деревья.

«Купание Венеры»«Париж и Елена»

Основные ландшафтные элементы

Наиболее акцентные архитектурные элементы:

  • Грот. Это, наверное, одни из самых впечатляющих достопримечательностей. На территории расположено три грота (Грот ди Мадама, Адама и Евы, а также Буонталенти), каждый из которых является произведением искусства.

    Но один из них – Бернардо Буонталенти, признан шедевром культуры маньеристов. При создании этой искусственной пещеры произошло органичное слияние живописи, скульптуры и архитектуры.

    Это наиболее посещаемое место, которое обязательно стоит увидеть своими глазами.
  • Лимонный дом. Во времена династии Медичи цитрусовые растения в Тоскане считались экзотикой, что и побудило представителей этой семьи создать у себя уголок невиданной диковины.

    До этого времени сохранились сорта, которые выращивались в 16-17 веке, в эпоху правления Медичи.

  • Фонтан Нептуна. Воды этого водоема используются для орошения зеленых насаждений. В центре спряталась величественная скульптура Нептуна, который держит в руках трезубец. Также в композиции видны скульптуры тритонов и наяд, которые можно отыскать у ног морского владыки.
  • Амфитеатр. На этой территории со времен династии Медичи проводились разнообразные массовые мероприятия. Амфитеатр представляет собой округлый участок, где располагаются мраморные ступени (зрительный зал), украшенные изощренными статуями. В центре композиции установлен древнеегипетский обелиск, по некоторым данным датированный 1500 годом до нашей эры.
  • Видовые площадки. Парк обустроен на холме и с его склонов открывается великолепный вид на Флоренцию. На видовых площадках можно насладиться общим видом локации, открывающимся пейзажем, а также сделать красивые, незабываемые фотографии.

Античные статуи

Также здесь есть небольшие здания, в которых зачастую проходят интересные выставки.

Уникальность этого музея под открытым небом в том, что каждый из посетителей может найти для себя что-то интересное. Спокойные пешие прогулки по красивым местам, изысканные архитектурные произведения и многое другое.

История садов Боболи во Флоренции

История садов Боболи неразрывно связана с историей палаццо Питти — большого дворца, который строил для своей семьи флорентийский банкир Лука Питти. Историки считают его сподвижником Козимо Медичи — основателя знаменитой династии, правителя Флоренции. При этом считается, что дворец Питти задумал так, чтобы он превосходил дворцы Медичи. По иронии судьбы сто лет спустя семья Питти разорилась, а знаменитый палаццо продали семье Медичи.

Сделка состоялась в 1549 году. Обустройством дворца, который должен был стать главной резиденцией Медичи, занималась Элеонора Толедская, жена тогдашнего правителя Флоренции и всей Тосканы герцога Козимо I. В том же году у семьи Боголи была выкуплена земля, расположенная позади палаццо Питти. Искажение их фамилии и дало название территории. Герцогиня Тосканская задумала там обустроить парк и поручила его проект придворному садовнику-декоратору Никколо Триболо.

Триболо проработал над проектом всего несколько месяцев до своей смерти, но он успел заложить основные идеи: парк заложить по оси, рассадку деревьев и цветов осуществить в геометрических формах, соблюсти симметрию, а за палаццо расположить амфитеатр, оформленный живыми изгородями. Закончил проектирование и реализовал задуманное Бартоломео Амманати — архитектор, который строил палаццо Питти.

Поскольку участок не имел естественного водоема, для полива насаждений проложили водопровод. Вода поступала из реки Арно. Она использовалась и для оформления гротов, возведенных Джорджо Вазари и Бернардо Буантоленти. Несмотря на то, что сады были закрыты для посещения не только всеми желающими, но и гостями Медичи, в зеленом амфитеатре с 1476 давались оперные представления. По-видимому, на них присутствовали только члены знаменитой семьи.


Столетие спустя территория садов увеличилась в несколько раз, протянувшись в западную сторону на 700 метров до Римских ворот флорентийской крепостной стены. Ее основной осью стала аллея Виоттолоне, отходящая под прямым углом от главной оси, спроектированной Триболо и Амманати. В эти годы — первая треть XVII века — над парком работал ученик Буантоленти Джулио Париджи, также получивший должность придворного архитектора Медичи.

елена сариева

Париджи обустроил террасы в расширенной версии садов Боболи и создал примечательные водные объекты, в том числе Изолотто — искусственный остров в центре большого бассейна, на котором в свою очередь располагается фонтан «Океан». И скульптурная группа фонтана, и соседствующие с ним статуи Андромеды и Персеи — плоды творчества скульптора-маньяриста Джамболоньи.

В 1631 году Париджи перестроил амфитеатр, сохранив проект, но заменив растительный материал на камень. Позднее в его центре был установлен египетский обелиск из Луксора, хранившийся в коллекции произведений искусства Медичи. Так сады Боболи к концу XVII века обрели тот облик, который знаком туристам и сегодня. В XVIII столетии парк дополнили здания Кофейного и Лимонного домов, а также многочисленные садовые скульптуры.

Что посмотреть

Прогулка по садам Боболи знакомит с архитектурой Возрождения, скульптурой как Ренессанса, так и Античности, а также с первыми образцами флорентийского садово-паркового стиля, распространившегося в Европе в XVII — XVIII веках

Есть несколько объектов, на которые стоит обратить свое внимание, посещая созданный по заказу Медичи парк

На основной оси

Путешествие туристов, прошедших в сад через палаццо Питти, начинается с амфитеатра. С XVIII века эта просторная площадка с обелиском и гранитным бассейном в центре использовалась для проведения торжественных мероприятий. Перед обелиском располагается фонтан «Артишок», составленный из скульптур, ранее использовавшихся в оформлении Изолотто. Сражающиеся купидоны, фигуры нимфы, сатира и других персонажей мифов дают возможность оценить этот фонтан как произведение искусства эпохи маньеризма.

Центральная ось тянется к югу, поднимаясь на холм, и за амфитеатром гости попадают в Кипарисовую аллею. От нее отходят более узкие дорожки, которые местами превращаются в зеленые гроты из-за сплетенных ветвей, образующих над ними арку. В конце главной оси находится фонтан «Нептун», скульптуры которого можно увидеть еще издалека. Морской бог изображен в разгар битвы с Афиной за место покровителя этого города. За фонтаном находится статуя Изобилия, а у самой южной границы — Музей фарфора.

В юго-восточном углу в самой верхней точке холма Боболи находится крепость Бельведер. Медичи построили ее, чтобы защищаться от горожан в случае восстания — орудия всегда были обращены на город. От крепости открывается отличный вид на Флоренцию. Стоит заглянуть сюда, чтобы насладиться великолепной панорамой.

Восточнее главной оси

Восточнее амфитеатра располагается территория садов Боболи, которая была облагорожена лишь в XVIII веке. На одной оси с ближайшей к замку границей амфитеатра находится фонтан Ганимеда, украшенный скульптурой орла, который похищает прекрасного юношу. Рядом с ним, если идти к крепости Бельведер, можно найти павильон Kaffeehaus, построенный здесь в XVIII веке. Здание спроектировано в стиле рококо.

На севере парка у входа в палаццо Питти и коридор Вазари расположен Большой грот, спроектированный Буантоленти. Его внутренняя отделка стилизована под пещеру и украшена росписями, а также статуями пастухов и овец, которые спрятались здесь от грозы. Осмотреть грот внутри можно только в определенное время и лишь в течение 10 минут. Уточнить расписание показов можно на официальном сайте. То же относится и к гроту «Мадама», который открывается для туристов только в определенные дни весны и июня в первой половине дня.

В западной части

Основной аллеей в западной части, спроектированной Париджи, является Виоттолоне. Она соединяет главную ось и выход из садов Боболи в районе Римских ворот. Главной достопримечательностью в этой части парка является Изолотто — остров, расположенный в пруду, украшенном статуями Персея и Андромеды, созданными Джамболоньей. На самом острове расположен фонтан «Океан».

Неподалеку от Изолотто ближе к северному краю садов находится Лимонный дом. Он был построен для размещения в нем на зиму цитрусовых деревьев, которые не высаживались в садах, а были расставлены в кадках. Сегодня в здании длиной 106 метров зимуют порядка 500 растений из садов Боболи. Архитектура Лимонного дома, выстроенного Заноби делль Россо в 1777 году, также примечательна.

елена сариева

Сады сегодня

Сегодня сады Боболи являются любимым местом отдыха горожан и ежегодно привлекают тысячи туристов. Путешествие по саду начинается от здания каменного амфитеатра, его полукруглая площадка украшена обелиском – египетским артефактом, привезенным из Луксора в Рим, и доставленным впоследствии в резиденцию герцогов Медичи. На лужайке перед амфитеатром устраивались приемы для важных персон и ставились первые в мире оперные спектакли.

Главная парковая аллея, состоящая из реликтовых кипарисов, ведет посетителей к фонтану Нептуна, который расположен в центре искусственного пруда и воссоздает влажную поверхность скалы с морским царем на вершине. В скульптурной композиции, Нептун держит трезубец острием вниз, поэтому горожане прозвали эту фигуру фонтаном с вилкой. В тенистом углу сада видна мраморная фигура толстого карлика верхом на огромной черепахе – это образ придворного шута Пьетро Барби, жившего когда-то при дворе Медичи. В дальнем районе парка сооружен рукотворный водоем с изолированным островом посередине.

Дорожки острова украшены самшитовыми посадками, горшечными растениями, фонтаном Океан и статуей Посейдона, работы архитектора Джамболоньи. На одной из террас сада расположен кофейный домик постройки XVIII века, в котором и сейчас можно заказать чашечку ароматного напитка. В парке представлены две необычные каменные полусферы – это старинные холодильники для хранения мясных продуктов. На верхнем уровне парковой зоны разбит благоухающий Рыцарский сад с розарием и кустами пионов. В садовой оранжерее находится одна из крупнейших в мире коллекций цитрусовых растений, а в небольших постройках представлена экспозиция уникального фарфора XVI-XIX веков и коллекция старинных костюмов, насчитывающих более 600 предметов одежды.

Флорентийские мосты

Флоренция славится мостами, под которыми протекает река Арно (Arno). Они освещаются всю ночь и очень красивы после наступления темноты, на рассвете.

Понте-Веккьо (Ponte Vecchio) – самый старый во Флоренции. Его построили в XIV веке. Время мало повлияло на конструкцию. Мост сумел сохранить первоначальный вид. По краям находятся магазины (раньше мясные, сейчас – ювелирные). В центре они прерываются, образуя смотровые площадки с видом на Арно.

Понте-Веккьо хорошо просматривается с соседних мостов – Святой Троицы (Ponte Santa Trìnita) и Понте-алле-Грацие (Ponte alle Grazie). Сами по себе они тоже являются хорошими смотровыми площадками. Мост Святой Троицы построили в эпоху Ренессанса, поэтому выглядит изящно и элегантно. С Понте-алле-Грацие получаются самые красивые снимки Ponte Vecchio.


С этим читают