Сан-суси. величественный парк северо-западной европы

Парк Сан-Суси

Дворец и его террасный сад находятся в центре обширного парка, спроектированного и благоустроенного в последующие десятилетия после строительства самого дворца. Размер этого проекта просто потрясает – он занимает почти 300 гектаров и его пересекают многочисленные аллеи с аккуратно подстриженными живыми изгородями.


В 2,5 километрах от Сан-Суси на западной оконечности парка находится Новый дворец, также построенный Фридрихом Великим в 60-х годах XIX века.

Для навигации вам, вероятно, понадобится карта, ведь здесь есть множество небольших зданий, которые наверняка вызовут у вас интерес – все они прекрасны по-своему, и в большинстве из них есть что-то интересное.

Возьмите, к примеру, картинную галерею, с коллекцией королевских произведений искусства, в которой представлены работы Ван Дейка, Караваджо и Рубенса. Фридрих также заказал строительство Китайского чайного домика – удобного летнего павильона, который был построен в 1764 году по эскизам самого короля.

Адрес: Park Sanssouci, Zur Historischen Mühle 1, 14469 Potsdam, Германия.

Башня Эйнштейна

Вы любите знания и решили отправиться в Потсдам? Что посмотреть любителям науки как не знаменитую башню Эйнштейна! Она была построена в 1924 году в Научном парке имени Альберта Эйнштейна, и до сих пор является важной астрофизической обсерваторией, в которой активно функционирует большой солнечный телескоп. Сам телескоп был специально разработан для того, чтобы доказать теорию относительности Эйнштейна посредством наблюдений и экспериментов

Необычный экспрессионистский дизайн кирпичного здания отражает теории великого ученого, довольно эвфемистически описанные самим Эйнштейном как «органические»

Сам телескоп был специально разработан для того, чтобы доказать теорию относительности Эйнштейна посредством наблюдений и экспериментов. Необычный экспрессионистский дизайн кирпичного здания отражает теории великого ученого, довольно эвфемистически описанные самим Эйнштейном как «органические».

Обязательно обратите внимание на редкую довоенную скульптуру, которую удалось спрятать от нацистов (иначе они уничтожили бы ее), и на любопытную, маленькую бронзовую скульптура мозга, которая ссылается на теории немецкого ученого Эрнста Поппеля. Адрес: Einstein Tower, Albert-Einstein-Straße, 14473 Potsdam, Германия

Адрес: Einstein Tower, Albert-Einstein-Straße, 14473 Potsdam, Германия.

Прогулка по дворцу

Интересно, что сам король свой дворец называл просто — Виноградный домик. Все потому, что он находится среди тех самых 6 террас с виноградом.

Schloss Sans Souci напоминает Версаль, многие даже сравнивают оба дворца, ища сходства. Что же, король так интересовался искусством, архитектурой, что Версаль вполне мог вдохновить его.

В переводе с французского название означает «без забот». Отлично придумано, да?

Стиль постройки — рококо. Его не хотели делать слишком помпезным, чтобы не разрушить сельской романтики, окружающей любимую летнюю резиденцию Фридриха. Во всем облике строения должна была присутствовать легкость.

Светлые стены, белые колонны с романтичными скульптурами, высокие окна — все это придает ему воздушность. Здание удачно вписалось в зелень парка, не создавая явного контраста. Вы бывали в горах? Про Цугшпитце — в моей новой статье.

Интересно, что в Виноградном Домике никогда не проводили официальных приемов, не было разговоров о политике. Здесь побывали Вольтер и Бах, здесь говорилось лишь о прекрасном, звучала музыка, сонеты, писались картины.

Вы удивитесь, но лозунг дворца был не только «без забот», но и… «без женщин». Чем-чем, а тревогами не хотел себя обременять Фридрих, так что решил — никаких фавориток и дам сердца здесь не будет.

История парка при Фридрихе Великом и после

Король Фридрих прославился своей скромностью, воплощённую в его высказывании «Корона – просто шляпа, которая пропускает дождь». Без демонстрации роскоши и положения, но учитывая личную дисциплину, он управлял Пруссией. Его любимый летний дворец олицетворял всё, что только может пожелать каждый, живущий без забот.

На небольшом возвышении, покрытом террасными виноградниками недалеко от Потсдама, Фридрих Великий возвёл в 1745-1747 годах его летний дворец Сансуси. Это была не просто летняя резиденция и его любимое место. Парк стал личным святилищем, местом где он отдыхал временами от сложностей, расслабившись в компании своих собак. Фридрих неохотно устраивал небольшие ремонты дворца. Сансуси был его частным убежищем, и как он сказал «это должно длиться вечно». К несчастью, однако, его мечта не исполнилась.

После смерти Фридрих хотел быть преданным земле в Сансуси в склепе на самой главной террасе виноградника, поближе к могилам его любимых борзых. Но это было за много лет до того, как желание исполнили – перед самым перезахоронением в 1991. В настоящее время, «Философ Сансуси» покоится на самой высокой террасе холма. На его могильном камне эпитафия “Quand je serai l, je serai sans souci” (Однажды оказавшись там, я буду лишён забот).

В 1745 Фридрих Второй поручил своему архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу построить маленький летний дворец. Завершённый спустя два года, он был установлен над террасными виноградниками с подпорками и застеклёнными нишами. По правую и левую сторону дворца стояли ещё два здания: Новые Палаты, которые Фридрих обустроил как гостевой дом, и Картинная Галерея, наполненная картинами Рубенса, Караваджо и Тинторетто.

Позднее, Фридрих Вильгельм Четвёртый расширил два крыла. В 1873 Вильгельм Первый превратил дворец в музей – и он стал буквально первым дворцовым музеем в Германии. Сансуси остался невредимым во Вторую Мировую Войну, хотя некоторые из произведений искусства и мебель, изъятые в целях безопасности, считаются пропавшими.

Вместе с королем на прогулку

Пожалуй, самым впечатляющим и необычным объектом являются Висячие сады на южном склоне холма. Работа по их созданию началась в 1744 году. Инициатором проекта был Фридрих Великий, который захотел выращивать свой виноград и инжир.

Под руководством архитектора склон был разделен на шесть широких террас с подпорными стенками и 168 застекленных ниш. Сооружение сохранилось до наших дней почти без изменений.

На вершине виноградных террас расположился сам широкий приземистый дворец, к которому ведет широкая лестница. Деревенский характер пейзажа подчеркивает красивая мельница неподалеку от особняка.


У подножия виноградников разбит великолепный круговой цветник (Französiches Rondell) на фоне изумрудных газонов вокруг огромной чаши с фонтаном в центре.

Двенадцать мраморных статуй римских богов работы французского скульптора Жана-Батиста Пигаля, окружают чашу, а также аллегорические статуи четырех элементов стихий — подарок от короля Людовика XV.

Впечатляющую скульптурную композицию называют « Прусским Версалем». Работа над ее созданием продолжалась почти 20 лет до 1764 года.

Декоративный фруктовый сад и «кухонный огород» с десятками скульптур, купающийся в цветах и цветущих кустарниках, расположенный к юго-востоку от виноградников был создан в 1715 году для короля Фридриха Вильгельма I — отца Фридриха Великого, который в шутку называл его «мой Марли» иронично сравнивая с парком французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа.

При расширении парковый комплекс был дополнен дорожками, ведущими мимо живых изгородей из граба, фонтанами и скульптурными композициями на фоне пышной зелени и идеальных газонов. В 1825 году Фридрих-Вильгельм III построил сыну дворец, вокруг которого разбил романтический сад в английском стиле.

Чопорный сицилийский сад засажен хвойными деревьями и субтропическими растениями, дополняя Nordischer Garten – другой декоративный сад в северной части парка. Его наиболее интересная особенность — Felsentor или Каменная арка из цельных камней, увенчанная орлом с распростертыми крыльями.

Одним из самых впечатляющих зданий является Оранжерея с экзотическими растениями  в стиле ренессанс, на дизайн которой  вдохновило короля путешествие по Италии.  Здание было построено между 1851 и 1864 и до сих пор используется по назначению.

От западного крыла Оранжереи ведет липовая аллея к Бельведеру в силе рококо, а в паре сотен метров от него вы можно зайти в Drachenhaus – Дом виноторговца в стиле китайской пагоды, в котором уставшие туристы могут отдохнуть и выпить чашечку кофе.

Парк имеет несколько входов. С востока вы попадете в него через большие кованые ворота в окружении статуй Флоры и Помоны — богинь цветов, садов и огородов, указывающих на ландшафтный стиль парковой территории.

Пройдя по аллее можно полюбоваться Гротом Нептуна и художественной галереей (Bildergalerie), искусственными романтическими руинами Руиненберга, где стекает вода в систему парковых фонтанов. От руин к дворцу Сан-Суси вы дойдете всего за 10 минут.

В южной части парка можно полюбоваться очаровательным золотистого цвета Китайским чайным домиком, который просто сияет в лучах солнца. Домик окружают колонны с расположенными рядом реалистичными позолоченными  статуями, которые пьют чай и музицируют. Крыша украшена золотой фигурой сидящего мандарина. Внутри домика находится коллекция старинного фарфора Мейсена, Китая и Японии.

Через четыре года после завершения китайской чайной Фридрих Великий поручил строительство еще одного здания в восточном стиле: Drachenhaus – Дом дракона. Павильон, который напоминает пагоду, назван в честь статуй дракона, которые украшают крышу. 

К югу от дворца Сан-Суси расположен ароматный Розовый сад с десятками роз самых разных сортов, Роща поэтов со скульптурными группами, пруд с карпами и Palace Charlottenhof — самый молодой из дворцов, построенный в неоклассическом стиле.

Канал, проложенный на территории парка, приведет вас к живописной части сада, оформленной в итальянском стиле. Здесь расположены Римские бани, древняя вилла, храм, садовый павильон и уютная беседка.

Площадь дворцово-паркового ансамбля настолько великолепна и огромна, что за один день все увидеть просто невозможно. На посещение дворцов и осмотр всей территории вам понадобится минимум два незабываемых дня.

Резиденция Фридриха Великого

После двухлетнего строительства и открытия дворца в 1747 г. Фридрих Великий начал проводить в нем сначала только летний сезон, а затем стал жить постоянно.

«Без забот» — так переводится с французского языка название Sans Souci. Именно такой планировал свою жизнь в этой резиденции король Пруссии. Здесь он предавался любимым занятиям: читал, философствовал, сочинял музыку. Здесь из-под его пера вышли поэтические произведения и философские трактаты. В Сан Суси король много музицировал: сохранилось музыкальное наследие Фридрих Ⅱ — 121 соната и 4 концерта для флейты. В летней резиденции короля подолгу жили его друзья, среди которых нужно упомянуть Вольтера. Не следует думать, что монарх лишь праздно проводил время в Сан Суси и ничего не делал для государства. Его заслуги в укреплении Пруссии, дворянской и крестьянской реформах, развитии промышленности, приглашении иностранных колонистов неоспоримы.

Скромность и бережливость в быту Фридриха Ⅱ к концу жизни превратилась в скаредность. Он жалел денег на ремонт ветшающего Сан Суси, говоря, что дворец создан только для его жизни и не должен продолжаться. В своем завещании Фридрих просил похоронить его здесь же в склепе, который он построил при жизни на вершине виноградного холма. Его воля была исполнена только через 200 лет после смерти. На скромную могильную плиту Фридриха Великого в Сан Суси кроме цветов кладут клубни картофеля, в память о во внедрении королем картофелеводства в сельское хозяйство Пруссии.

Могила Фридриха Великого, Torsten Maue

Что стоит посмотреть


Сад в основании террас выполнен в стиле барокко, а в центре стоит огромный фонтан. В девятнадцатом веке, Питеру Джозефу Ленне, ведущему ландшафтному садовнику, было поручено разбить широкие парковые территории. У парка много очаровательных декоративных особенностей, включая Грот Нептуна, созданный Кнобельсдорфом, маленький округлый неоклассический Замок Дружбы, который Фридрих построил в память о его любимой сестре. Китайский Дом это прекрасная смесь рококо и шинуазри, окаймлённая тремя позолоченными фигурами. Интересная особенность неподалёку это Мельница Сансуси, стоящая близко к дворцу Сансуси. Чтобы увидеть изумительные виды на земли, стоит посетить Нормандскую башню на Руиненберг хилл и два бельведера – Бельведер на Клаусберг хилл и Бельведер на Пфингстберг хилл.

Оранжерейный дворец, построенный в подражание итальянскому стилю Вильгельма Четвертого, известный как «Романтика на троне», стал последним зданием, сконструированным для парка. Очень чувствительные к зиме растения проводят здесь зимы в кадках, расставленных в холлах для растений. Главный дворец, естественно, побогаче украшен, и декорирован копиями работ Рафаэля. Вкус к итальянскому архитектурному стилю настолько очевиден в Римских Банях и Фриденскирхе. Бывший королевский дворец Шарлоттенхоф, проектировавшийся совместными усилиями архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем и ландшафтным дизайнером Питером Джозефом Ленне, предложившие вниманию смесь архитектуры и ландшафта.

Ночь дворцов в Потсдаме

Раз в году парк превращается в обширную сцену для различных мероприятий. Звуки классической музыки и мелодий джаза эхом проходят через весь ночной парк, а закрытие мероприятий отмечается эффектным салютом. С1998 года, каждое лето, праздник Ночь дворцов проходит в парке Сан-Суси. Мероприятие проводится в середине августа и длится 2 дня.

Немного истории

Фридрих II (Великий) пожелал построить летнюю резиденцию, которая была бы уединенной, отвечала лишь его вкусам. Он любил заниматься музыкой, писал стихи, рисовал. Здешние виды давали королю вдохновение и отдых от государственных дел.

Готовы отправиться в поездку? Тогда предлагаю вам заказать билеты через superkassa. Простой и понятный сервис позволяет быстро найти билеты по всем направлениям. Не нужно ничего искать — все билеты на одном сайте.

Сан Суси часто принимал у себя известных художников, музыкантов и композиторов — королю было приятно проводить с ними время, беседуя об искусстве.

Строить комплекс начали еще с 1745 года. Оно продолжалось постепенно до 1860 года. Весь комплекс включает 20 строений самого разного назначения.

Стили — от Потсдамского барокко до буржуазного классицизма. Разница большая, но все здесь смотрится настолько гармонично и целостно, что трудно отличить один стиль от другого. Приглашаю вас на прогулку по Берлину — загляним на самый известный чекпоинт?

Архитектором проекта был Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф. Помогал ему планировать сам король, он хотел, чтобы дворец и все постройки выглядели точно так, как он себе представлял.

Виноградная терраса — одна из самых интересных частей дворца и парка. Ее включили в список наследия ЮНЕСКО, как образец европейского искусства.

Вы знали, что Фридриха Великого называли самыми страшными словами — он был диктатором, чудовищем, жестоким человеком, по вине которого пролилось так много крови. Без сомнения, Фридрих был гением, но злым гением. А еще — основателем немецкой нации, хорошим музыкантом, талантливым художником. Да, диктатором, но очень одаренным политиком, практичным человеком, ценителем искусства, меценатом.

Самыми первыми были построены виноградные террасы — 6 террас, к ним ведет высокая лестница. Парк украшают скульптуры и фонтаны.

Во дворце устроена целая картинная галерея. Здесь интересная и немного необычная история. Король очень любил картины, часто покупал их не только у прославленных мастеров, но даже у неизвестных художников.

Для этого он переодевался в простую одежду, гулял по улицам, присматривался к работам уличных художников. Носил простую одежду, так легче было получить скидку, поторговаться. Многие из них даже не знали, что подают картину не чудаковатому любителю живописи, а самому королю.

Голландский квартал

Во время второго расширения Потсдама, происходившего в период между 1733 и 1742 годами, по обе стороны от Миттельштрассе сформировался целый квартал домов из красного кирпича с остроконечными крышами в голландском стиле. Квартал состоит из 134 зданий, спроектированных голландским архитектором Яном Буманом.

Этот квартал является свидетельством любви Фридриха Уильяма I к нидерландской культуре и стремления привлечь голландских ремесленников и инженеров в Потсдам, поскольку те славились на всю Европу своими техническими достижениями. Сегодня эти прекрасные дома находятся в идеальном состоянии, и их занимают антикварные магазины, кафе, галереи, дизайнерские магазины и ателье.

В Jan-Bouman-Haus работает музей истории квартала, который обязательно стоит посетить. В апреле тут стартует фестиваль тюльпанов, в сентябре открывается гончарный рынок, а в декабре туристов ожидает рождественский базар в голландском стиле.

Адрес: Dutch Quarter, Потсдам, Германия.

Фридрих II Великий

Гогенцоллерны – одна из самых значимых правящих династий Европы. Берет свое начало в XII веке, и существует до сих пор. Однако ж, никакой властью в данный момент не обладает. Тем не менее, цветет и пахнет. Как сказали бы у нас — на бюджетные деньги жируют . Долго и утомительно изучать всю династию, поэтому остановимся на самом ярком ее представителе – Фридрихе II. По среднестатистическому мнению самих немцев, Фридрих входит в тройку самых важных для германской государственности правителей.

Родился Фридрих II в 1712 году, и жил в качестве второго ребенка короля Пруссии Фридриха Вильгельма I, известного по прозвищу «король-солдат», которое было получено им не случайно. Нетрудно догадаться, что Фридрих Вильгельм I шибко обожал все, что имело связь с армией и солдатами, параллельным курсом шибко не любил всевозможные «щенячьи нежности», такие как искусство, музыку, иностранные языки, и прочие «высокие материи». Был упрям и напорист. На посту мужа и отца проявил завидное трудолюбие, родив 14 детей. Впрочем, в королевских семьях так было принято. Среди этих 14 потомков и был Фридрих II.

Логично предположить, что в рожденном сыне Фридрихе II «король-солдат» хотел увидеть продолжателя славных традиций, но судьбой было предначертано увидеть совершенно противоположное. С детства Фридрих II полюбил все то, что ненавидел его отец – музыку и танцы, живопись и литературу. Чем и выводил из себя агрессивного и деспотичного отца. Особенную тягу Фридрих испытывал к философии и живописи, и был очень любознательным.

Удивительно, но подобные интересы и пристрастия не помешали ему в будничном для короля военном деле. Вступив на престол в 1740 году, он развернул кипучую деятельность, направленную на силовое присоединение к Пруссии новых территорий, объединение разрозненных германских герцогств и усиление позиций Прусского королевства на европейской арене. И это ему вполне удалось. Недаром его именуют не иначе, как Фридрих Великий. Было много Фридрихов, но Великий лишь один. Дожил он до 1786 года, и за свои 74 года жизни сделал из Пруссии одну из главных держав Европы.

На данном этапе повествования мы немного осознали всю историческую значимость «старого Фрица» — так его прозвали в народе. Заметочка для всех любознательных товарищей: Фриц – одно из производных от имени Фридрих. Часто немцев называют именно так. Дальше черпать знания из колодца истории смысла особого нет, поэтому перейдем к теме нашей сегодняшней лекции.

Как добраться

Добираться до дворца и парка Сан Суси из Берлина удобнее всего на пригородных поездах Regio. С Центрального вокзала идут электрички под номерами RB 21и RB 22, а из района Александерплац и Восточного вокзала (Ostbahnhof) № RE1. На них можно доехать до станции Potsdam Park Sanssouci.


Схема движения и расписание электричек Германии

От центрального вокзала Потсдама до Сан Суси можно доехать на автобусах и трамваях. Автобусы № 605, 606, 610, 695, N14, X5 до остановки «Park Sanssouci».

Трамваями № 91 или 94 нужно доехать до остановки «Луизенплац» или «Шарлоттенхоф».

Все маршруты городского транспорта Берлина

На видео дворец и парк Сан Суси

Что нас ждет внутри?

Залы богато убраны, даже роскошно, помпезно. Его можно было еще при жизни владельца сравнить с музеем — так много ценностей, произведений искусства, статуй и картин было внутри.

Все это — личные коллекции Фридриха, дорогие его сердцу вещи, подарки, покупки. Внутренние помещения убраны позолоченным мрамором, потолки богато расписаны мифическими изображениями богинь, пасторалями.

Самой роскошной выглядит южная часть — там расположен вестибюль, где Фридрих Великий принимал своих гостей. Его полы выложены редчайшим мрамором. Он построен по типу римского пантеона. Согласитесь, это размах для гостиной!

Для небольших аудиенций использовалась столовая. Черно-белый мраморный пол, позолота, с потолка на гостей смотрят изображения Зефира и Флоры. Зал с большими окнами располагает для бесед и приятного обеда.

Король очень любил свой концертный зал. Полностью выдержан в стиле рококо. Здесь резные панели, картины, пышные люстры. Установлена небольшая беседка, так что слушая музыку, гости могли представить себе, что находятся в саду.

К сожалению, интерьеры кабинета короля не сохранились. Здесь превалирует стиль позднего классицизма. Самое интересное — из кабинета можно было попасть в личную библиотеку монарха.

Не секрет, что Фридрих был членом масонской ложи. Стены библиотеки обиты кедром — здесь он подражает убранству храма Соломона в Иерусалиме. Его книги были личным сокровищем. Понятно, что лишь некоторые особо приближенные особы могли пройти в библиотеку.

В Сан Суси было предусмотрено 5 комнат для гостей. Все оформлены по-разному, но сразу становится понятно — здесь принимали дорогих сердцу короля людей.

История и масштабы

Масштаб Версаля – это Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Королевский дворец в Мадриде, Эскориал, Шёнбрунн под или Хофбург в самой Вене. Наконец, Букингемский дворец в Лондоне или Королевский дворец в Стокгольме.

Сан-Суси сравнивать с вышеприведенными громадами некорректно. Его масштаб – дворец Марли под Парижем, Малый Трианон в Версале или же Китайский дворец в Ломоносове (экс-Ораниенбауме) под Санкт-Петербургом.

Впрочем, данный факт ничуть не умаляет ни художественной значимости потсдамского комплекса, ни великолепия регулярного парка, разбитого на террасах вокруг.

Возможно, именно по причине уютных размеров Сан Суси являлся любимой резиденцией прусского короля Фридриха Великого. Здание не предназначалось для балов и приемов: лишь для частной жизни и работы владельца.

Попутно следует помнить, что Фридрих очевидно экономил на дворцовом строительстве, предпочитая «вкладываться» в собственную армию. В середине XVIII века считавшуюся самой дисциплинированной и боеспособной в Европе.

Сан-Суси находится в дворцовом пригороде Берлина, Потсдаме. Назначение резиденции не совсем соответствует названию: sans souci в переводе с французского дословно означает «беззаботный».  Эту эмоцию, верно, нечасто испытывал первый владелец. Постоянно нападавший на одних и стравливавший между собой других.

Проект разработал и воплотил Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф приблизительно в 1745-1747 годах. Соавтором следует признать самого короля Фридриха, оказавшего колоссальное влияние как на архитектурное решение дворца (скорее рококо, чем барокко), так и на оформление его интерьеров.


С этим читают